«Могу учиться!»

Но не только из одного желания ходить в школу складывается психологическая готовность ребенка к ней. Важно не только хотеть учиться, но и иметь для этого соответствующие возможности, то есть особенности психического развития будущего школьника.

• Сформированность таких свойств мышления, как умение классифицировать и обобщать предметы по различным признакам и устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, помогут ребенку справляться с решением разнообразных задач и осмыслением учебного материала.
• Благодаря хорошо развитой памяти ребенок будет в школе запоминать учебный материал.
• Такие особенности внимания, как умение сосредотачиваться в течение 20-30 минут и самостоятельно планировать свою работу, помогут первокласснику высидеть урок и выполнить необходимый объем заданий.
• Достаточный уровень владения речью, ее связность и последовательность, умение различать на слух отдельные звуки обеспечат ребенку легкое освоение навыков чтения и письма, придадут уверенности в себе во время устных выступлений у доски.
• Не меньшее значение имеет развитие восприятия и воображения ребенка, благодаря которым он сможет ориентироваться в пространстве (например, различать право и лево на тетрадном листе) и в различных свойствах предметов, сравнивать их и комбинировать между собой.
• Важно, чтобы первоклассник при этом владел и элементарными навыками учебной деятельности. К ним специалисты относят умение выполнять задание по образцу и устной инструкции взрослого, самостоятельно оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, подчинять свое поведение определенным правилам.

Кажется, что ребенок должен столько всего знать и уметь, что папа может просто растеряться. С чего же ему начать? С мышления? Восприятия? А может, первым делом взяться за внимание?

Но прежде всего папе следует позаботиться о том, чтобы малышу было интересно заниматься с ним. Тогда отец сможет использовать для занятий с малышом игры и упражнения, направленные и на развитие мышления, восприятия и внимания, достаточно полно описанные в литературе для родителей. Важное условие при этом -наличие у ребенка желания учиться, его интерес к содержанию таких игр и упражнений. А для этого отцу необходимо будет проявить все свое мастерство и изобретательность. Любые папины попытки насильно заставить ребенка заниматься тем, что ему неинтересно, будут иметь прямо противоположный эффект. В результате у сына или дочери может выработаться стойкое отвращение к подобным занятиям, которое в будущем может распространиться и на школьные уроки.

Чтобы заинтересовать ребенка, папа должен знать, что именно его привлекает в этом возрасте. Во-первых, это любые игры и упражнения игрового характера. Во-вторых, интерес ко всему новому и необычному. И, в-третьих, доброжелательное и бесконфликтное общение с папой, похвала и выражение любви с его стороны. Эти главные потребности дошкольника отец должен учитывать, занимаясь с ним дома. На них же можно и «сыграть». Преподнесите ребенку какое-то важное упражнение в виде игры или соревнования, заинтересуйте его чем-то новым и необычным, предложите ему вместе провести время и не забудьте похвалить за старание или успехи. Как ему устоять перед такой подготовкой к школе?

Что касается самих игр и упражнений, то, например, для умственного развития ребенка можно использовать такие игры и упражнения, где малыш должен что-то сам придумать (сказку, сюжет игры, комиксы), сравнить предметы между собой, найти у них сходства и отличия. А этим можно заниматься в принципе где угодно: и в парке во время вечерней прогулки, и на пляже, нежась на теплом песке.

• Сравнивать поверхности по величине, цвету, форме и другим свойствам. Это могут быть камешки, ракушки, осенние листья, проезжающие мимо машины или даже лужи!
• Можно научить ребенка классификации с помощью тех же самых ракушек, которых полно на каждом пляже. Например, предложите ребенку поделить все собранные камушки: папе отдать все темные камушки, себе оставить светлые, а маме… ну, а маме те, у которых есть одновременно и темные и светлые пятнышки.
• Или вот еще одна игра на развитие логического мышления - папа выбирает четыре камушка так, чтобы три из них подходили друг к другу по какому-то одному признаку, а четвертый был лишним. Например, три камушка гладкие, а четвертый -шершавый. Пусть малыш попробует угадать и объяснить, какой камушек здесь лишний.
• Таких игр можно придумать массу - закапывать ракушки в песке и искать их с закрытыми глазами, делить их на группы, выкладывать из камешков на песке узоры и повторять их по памяти и т. д. В таких на первый взгляд незамысловатых занятиях ребенок развивает мышление, память, восприятие, воображение, моторику.

Для развития навыков учебной деятельности ребенку можно предлагать задания, где нужно что-то нарисовать или построить по образцу и самостоятельно оценить свою работу. Пусть папа не спешит давать малышу готовую оценку, а подтолкнет того к самостоятельному размышлению над результатом своей работы с помощью наводящих вопросов: «Все ли у тебя получилось так, как ты хотел? Что не очень получилось? А что получилось особенно хорошо? Попробуй сам найти и исправить ошибки».

Развитию внимания и навыков самоконтроля помогают разнообразные игры с правилами. В таких играх ребенок может выиграть, только подчиняясь определенному правилу и регулируя свое поведение в соответствии с ним.

Одна из таких игр называется: «“Да” и “Нет” не говорите, черный с белым не носите…» и наверняка известна каждому отцу. Еще одна не менее известная с детства всем папа игра называется «Съедобное — несъедобное». А если папа немного ее модифицирует в «Горячее — холодное», «Мягкое — твердое», «Живое — неживое», «Летающее — нелетающее», «Школьное — нешкольное» и т. д., то играть в нее еще долго не наскучит ни ребенку, ни отцу.

Как видно, от папы лишь требуется уделять внимание своему ребенку, ненавязчиво предлагать интересные упражнения, передавать по «наследству» игры из собственного детства. Никаких специальных преподавательских навыков мужчине для этого иметь не надо, как впрочем, и специальных пособий или учебных материалов. Достаточно лишь проявить немного фантазии и изобретательности, и любой предмет в руках отца послужит хорошим пособием для подготовки малыша к школе.