Музыкальное развитие детей

Зачем нужна музыка годовасику или, скажем, трехлетнему крохе и как она помогает малышу в освоение окружающего мира?

Многие мамы думают. что начинать заниматься с ребенком музыкой нужно лет с семи-восьми, когда он будет в состоянии и гаммы освоить, и ноты записать.

Педагоги же считают, что петь и играть на музыкальных инструментах можно уже с рождения, это поможет малышу быстрее развиваться.

Без слов

Обращали ли вы внимание на то. как кроха, едва научившись ходить, радостно двигается под музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили, а потому, что эмоциональный посыл музыки сильнее словесного. Он и побуждает малыша к действию. Именно музыка способна вызвать у крохи радость, желание общаться, любовь к учебе, освоению окружающего и внутреннего мира, жажду к движению и развитию.

Музыка — это эмоциональный язык общения, который понятен всем детям с самого рождения

Каждый ребенок от природы музыкален. Задача педагогов и родителей — правильно воспользоваться этим даром и благодаря ему сделать освоение мира более ярким, красочным и эмоциональным.Поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста.

Конечно, годовасика невозможно научить играть на пианино, гитаре, скрипке. Да и двухлетнего кроху вряд ли можно заставить освоить нотную грамоту. В этот период музыкальное воспитание играет только общеразвивающую роль.

Как же заниматься с ребенком музыкой и на что обращать внимание?

Гусли, скрипки, барабаны

При правильно построенных занятиях к концу второго года жизни малыш сумеет отличать музыкальные инструменты по звучанию. Колокольчики. бубенцы, бубен, барабаны разного звучания (большой и малый), металлофон, погремушки-маракасы, деревянные ложки, треугольник, пианино, дудочки — любые инструменты.

Малыш учится различать такие понятия, как "весело — грустно" (мажор — минор), "быстро — медленно", "тихо — громко".

Также ребенок способен классифицировать группы инструментов по способу извлечения из них звуков: ударные (бубен, металлофон, барабаны), духовые (различные дудочки), струнные (гусли, скрипка, гитара): клавишные — при прикосновении клавиш (пианино).

В ритме вальса

Что касается развития чувства ритма и координации движения, то тут нам поможет ритмика.
Ритмика — это музыкальные игры и упражнения под музыку, иными словами, музыкальное движение.

Как только малыш начинает ходить, необходимо побуждать его к элементарным движениям под музыку: хлопки, притопы, вращения кистями рук, приседания. В результате кроха научится координировать свои движения, выполнять их, как показывает взрослый.

Если малыш уже умеет хорошо говорить, чувство ритма удобно развивать через ритмичное прохлопывание знакомых ребенку слов, имен, частушек, попевок, потешек.

Например, всем детям очень нравится игра "Веселые зверята".

Правила совсем простые. Посадите перед ребенком несколько игрушек: ежа, мишку, зайца, белку, собаку. Ритмично проговорите название животного, а потом прохлопайте его, одновременно проговаривая. Еж — один хлопок, белка — два. собака — три. Эту игру можно усложнить, предложив малышу придумать имена для животных и прохлопывать название с именем.

Дети на таких занятиях придумывают очень интересные имена.
Например: зайка — Заяц, белка — Рыжий Хвост, собака — Боб.

Если малыш затрудняется и не может ничего придумать, предложите ему придумать имя вместе.

Хороши также пальчиковые игры под музыкальное сопровождение.
Например, всем известные "Ладушки" и "Сороку, сороку" можно не только проговаривать, но и петь.

Подходит для музыкального занятия и игра для самых маленьких "Пальчики", "Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять (поочередно сгибаем и разгибаем пальцы, начиная с мизинца).

Выглянуло солнышко

Дети очень любознательны и с удовольствием впитывают новые впечатления.
Познакомьте кроху с окружающим миром с помощью музыки. Покажите ребенку картинку с изображением солнца и расскажите, что но¬чью солнышко спит, не греет, а утром встает и согревает всех своими лучиками. Лучики можно изобразить руками: большие пальцы рук соединены, остальные — растопырены.

Музыкальное сопровождение: радостная, эмоциональная музыка, веселая песенка.

Например: "Выглянуло солнышко из-за серой тучи. Показало нам с тобой свой волшебный лучик. Он погладит щечки нам (показываем щечки) и погладит ушки (показываем ушки). Засмеются на носу (показываем носик) рыжие веснушки".

Музыка поможет рассказать малышу и о временах года. Пойте ему песенки из мультфильмов ("Песенка о лете", "Песенка Деда Мороза") и показывайте подходящие картинки.

Благодаря музыкальной сказке у ребенка развивается творческое мышление. Если у вас дома есть пианино, расскажите малышу про семерых козлят. Будем изображать голос волка в нижнем регистре, рассказывая о том, что у волка голос низкий грубый, а голос козы — в верхнем регистре, ведь голосок у нее тоненький, высокий.
С полутора лет можно просить малыша, чтобы он сам говорил или пел за волка и маму-козу.

Если у вас дома нет пианино, попробуйте сделать с ребенком музыкальную зарисовку.
Например, по-новому расскажите стишок "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый". Просыпанный горох будем изображать погремушкой, гусей — маракасами, слонов — барабаном, "пришел проводник и всех прогнал" — позвеним в колокольчик.