Похвала

Похвала необходимо ребёнку так же, как и любовь родителей. Его нужно хвалить за убранную комнату, почищенные ботинки, выученные уроки, прочитанную книгу. И не самого ребенка, а его хорошие поступки, его намерения и знаки внимания.

Нужно высказывать похвалу так, чтобы ребенок смог сам делать выводы о себе и о своих делах. Если мама скажет «ты хорошо потрудилась, у тебя в комнате стало очень чисто», то ее дочь поймет, что ее труды оценили, что она может самостоятельно справляться с уборкой в доме, и это будет важно для ее родителей и для нее. Похвала должна быть разной, указывать на то, что именно нравиться: «у тебя получился отличный кораблик», «ты очень аккуратно сложила вещи», «у тебя чудесный рисунок», и на отношение к этому: «я тобой очень доволен», «ты молодец», «я тобой горжусь».

Когда ребенка хвалят, то он чувствует, что делает что-то важное и необходимое, приятное и хорошее. И не только для родителей, но и для себя. Иногда хвалить ребенка особо не из-за чего, но нужно найти даже мелочь, чтобы сделать это. Просто нельзя сравнивать своих детей между собой или с другими. Нужно сконцентрироваться на своем ребенке, искать способы развивать его способности.

Важно, чтобы дети радовались процессу, а не только результату, чтобы понимали, что родители ценят их время, старания и усилия. И если даже дело не увенчалось успехом, то ребенок все равно заслужил похвалу за то, что он старался и стремился его выполнить. Это будет его вдохновлять, побуждать желание в следующий раз доделать все до конца. Нужно учитывать возможности каждого ребенка: есть дети быстрые, а есть медлительные, решительные и боязливые. И с одним и тем же заданием они могут справиться по-разному. Кто-то быстрее, но с ошибками, а кто-то аккуратно, но медленнее, для одного ребенка это будет достижением, а для другого обычным и простым заданием.

Нельзя хвалить самого ребенка: «ты очень добрая», «ты замечательный сын». Такая похвала побуждает ребенка задуматься, а действительно ли он такой, как его видят родители. «Отчего я такой замечательный, я же ничего хорошего не сделал», и когда дети понимаю, что их хвалят просто так, то могут этим пользоваться и действительно ничего не делать. Ведь они все равно услышат похвалу. Самооценка поползет вверх, а вот самостоятельность – вниз. Для чего что-то делать и чему-то учиться, кому-то помогать, если тебя и так всем расхваливают, и именно таким детям будет нелегко преодолевать жизненные трудности.