Физическое развитие в норме?

Вес, рост, ширина плеч и плечевых дуг, окружность груди ребенка могут быть разными. Но если эти параметры значительно расходятся с возрастными нормами и не соответствуют друг другу (например, при маленьком росте у ребенка большой вес), это свидетельствует о плохом физическом развитии.

Частота сердечных сокращений в покое должна составлять 60-80 ударов в минуту. Однако у многих обследуемых мальчиков частота сердечных сокращений в покое была выше нормы. Это говорит о недостаточном резерве сердечной мышцы.

Артериальное давление в среднем у школьников должно соответствовать 90/50 мм рт.ст. Если оно постоянно держится на более высоких отметках, это говорит о нарушении здоровья.

Жизненная емкость легких определяется с помощью сухого спирометра. После глубокого вдоха школьник выдыхает воздух в трубку. Чем выше показатели, тем больший резерв легких, а значит, и здоровья школьника. При регулярных занятиях физкультурой, особенно плаванием, эти показатели можно повысить.

Проверить жизненную емкость легких ребенка можно и дома, купив сухой спирометр в магазине медприборов. А норма емкости легких такова:
- для мальчиков при росте от 1 м до 165 см- 3,9;
- для мальчиков при росте от 165 см- 12,85.

Проба Штанге - это задержка дыхания на вдохе. Ребенок сначала выдыхает воздух, затем делает глубокий вдох и по команде зажимает нос пальцами. Время задержки дыхания засекается по секундомеру. Чем дольше ребенок может не дышать, тем лучше. У детей, регулярно занимающихся спортом, проба Штанге составляет 60 и более секунд. При плохом физическом развитии она обычно соответствует 20-40 секундам.

Гибкость позвоночника проверяется следующим образом: школьник становится на кушетку или на стул (ноги на ширине плеч) и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку (ноги в коленях не сгибать).

Если мальчик не может до него дотянуться, его гибкость обозначается со знаком минус, если достает руками отметки ниже сиденья - со знаком плюс. От нулевой отметки до кончиков пальцев расстояние измеряется по линейке.
У школьников, регулярно делающих зарядку, гибкость обычно бывает +3, +4, +5 см и т.д. У тех, кто пренебрегает физкультурой, гибкость гораздо хуже: -3, -4, -5 см и т.д.

Проба Ромберга - это проверка на равновесие. Ребенку предлагается стоять на одной ноге с закрытыми глазами, вторая нога согнута в колене и упирается в бедро первой («поза цапли»). Определяется время, в течение которого ребенок может сохранять равновесие. У школьников, занимающихся спортом, оно доходит до 30 секунд. Дети, плохо развитые физически, могут простоять в такой позе всего 3-5 секунд.

Зрительно-двигательная реакция проверяется так: школьник, стоя, вытягивает вперед руку ладонью вниз (большой и указательный пальцы отстоят друг от друга). Взрослый держит линейку вертикально между большим и указательным пальцами ребенка. Затем отпускает линейку, а ребенок должен пальцами ее поймать. Чем быстрее ему удается сомкнуть пальцы, тем лучше его зрительно-двигательная реакция. Результат определяется в сантиметрах. У нормально развитых детей этот показатель составляет от 0 до 5 см, у плохо физически развитых - более 5 см.

Состояние мышц плечевого пояса определяется способностью мальчика отжаться в течение определенного времени, касаясь пола грудью. Для детей 6-13 лет продолжительность теста - 10 секунд; для более старших - 30 секунд.

Состояние мышц брюшного пресса проверяется в положении лежа на спине с вытянутыми за головой руками (ноги согнуты в коленях). В течение 10-30 секунд ребенок должен несколько раз сесть, обхватив колени руками, затем вновь лечь на спину.

Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см. Чем лучше развит ребенок физически, тем дальше он прыгнет. Мальчики, хорошо развитые физически, прыгают на 150 см и более.

Шаговым тестом определяется общая работоспособность школьника. Под счет метронома школьник шагает одной ногой на ступеньку, приставляет к этой ноге другую и тут же сходит со ступеньки. Вот так под метроном он продолжает шагать непрерывно. Высота ступеньки зависит от возраста школьника.

Дети 6-10 лет поднимаются на ступеньку высотой 15, 20 и 25 см.
Дети в возрасте 11-13 лет шагают на ступеньку высотой 15, 25 и 30 см.
Подростки старше 14 лет - 20, 30 см (особо развитые физически - 40 см).

Общая продолжительность теста -4 минуты. Через 2 минуты работы ребенку измеряют пульс. Затем без паузы он шагает на ступеньку еще 2 минуты, после чего ему снова измеряют пульс. Последний раз он измеряется через 1 минуту после выполнения всего шагового теста, чтобы определить степень восстановления пульса. У детей, хорошо развитых физически, уже после первой минуты отдыха пульс восстанавливается, как правило, на 70-80%. У детей, плохо развитых физически, пульс восстанавливается только через 3 минуты и даже позже.

Тест Руфье предусмотрен только для подростков-старшеклассников. Под счет метронома делается 30 приседаний. Пульс подсчитывается до и сразу же после приседаний, а затем - через 1 минуту отдыха в положении сидя. У нетренированных подростков восстановление пульса происходит только через 3 минуты. Частота пульса через минуту отдыха должна составлять не более 100 ударов в минуту. Если сразу после приседаний у ребенка было 122 удара в минуту, а через минуту отдыха стало 114, - это показатель ослабленной сердечной деятельности.

Координацию движений у школьников старше 14 лет проверяют так: с расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой - поймать левой. Максимальный показатель - 6 баллов, хороший - 5 баллов, а нетренированные дети набирают обычно 1-4 балла.

Родители могут помочь сыну поднять индекс физического развития. Для этого требуется, чтобы он ежедневно получал достаточную физическую нагрузку, например в спортивной секции. Совершенно необходима ему и ежедневная зарядка.

Наши клиенты